Анализ методической работы в МОУ СОШ № 6 за 2008-2009 учебный год.
В современных условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования удовлетворять потребности личности общества в высококачественных образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны. Высококачественную образовательную услугу могут только оказывать высококвалифицированные кадры. Сегодня особенно актуально выражение - «Кадры решают все».
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующих запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования России.
Эта проблема актуализировалась не только на государственном уровне: заказ на квалифицированное кадровое обеспечение стал поступать и от общества. Сегодняшний учитель должен быть конкурентно способным на рынке труда, компетентным и ответственным, свободно владеющим своей профессией; готовым к постоянному профессиональному росту. Педагогический коллектив школы работает над проблемой «Развитие образовательной компетентности личности как средство формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Цель методической службы – способствовать повышению педагогического мастерства учителей.
Задачи методической службы школы:
· обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки учителей;
· стимулирование повышения научно-теоретического, научно-методического уровня педагогов, овладения ими современными образовательными технологиями.
В 2008-2009 учебном году в школе проработали 42 педагога, и 2 учителя-совместителя: Калеева Н.С.- учитель физики и Самарина З.М. – учитель химии. 2 педагога школы находятся в декретном отпуске.
Образовательный уровень всех педагогов школы составляет 82%. Из 44 учителей 36 человек имеют высшее образование. 8-учителей имеют средне-специальное образование. Среди них обучаются заочно 3 человека: Насырова С.Н., Лаворенко О.Г., Мурашкина М.Ю. Образовательный уровень педагогов продолжает расти. . Это говорит о том, что в школе создана система заочного обучения.
Категорийный уровень педагогов школы составляет 95%. Два молодых педагога без категории: Мурашкина М.Ю., Благова Е.А..
Высшая категория – 12 чел. – 27,5%.
· 1 категория – 23 чел. – 52,5%.
· 2 категория – 8 чел. – 18%.
· Без категории – 1 чел.- 2%
В школе ведётся целенаправленная профориентационная работа по поступлению своих выпускников в педагогические ВУЗы России. Из 44 педагогов, работающих в школе, 12 являются выпускниками этой школы, что составляет 27%. Ещё 10 выпускников обучаются в педагогических ВУЗах. Тем не менее в школе существует проблема кадрового обеспечения. Нет специалистов по ИЗО, ОБЖ, технологии. Эти предметы ведутся условными специалистами.
В повышении квалификации педагогических работников положительную роль играет методическая работа на разных уровнях:
Ø Школы;
Ø Районной методической службы;
Ø ООИПКРО;
В школе функционирует многоуровневая структура методической службы.
Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности. Высшей формой коллективной работы всегда был и остается педагогический совет. На заседаниях педагогических советов рассматриваются такие вопросы как:
- Социальное партнерство образовательного учреждения и современного общества как необходимое условие совершенствования учебно- воспитательного процесса.
2 Воспитание личности школьника –важнейшее условие оптимизации учебного процесса.
3 Подготовка и проведение итоговой аттестации.
На хорошем методическом уровне прошел педагогический совет в форме семинара с использованием информационных технологий (09.01.09) по теме:
«Компетентность личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе». На данном заседании были рассмотрены основные подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога». Основной доклад был сделан заместителем директора по УВР Кривцовой С.А., такие учителя как: Тюшевская Л.Н.,ГаффароваГ.Р., Календарева О.В, Азарникова Е.Н. делились опытом работы по данной проблеме.
Им были раскрыты такие вопросы как:
· «Формирование научной и профессиональной компетентностей на уроках физики»
· «Формирование лингвистической компетентности на уроках русского языка»
· «Способы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников»
· «Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках математики»
В рамках подготовки к педагогическому совету была проведена диагностика: «Технология мониторинга профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя».
Результаты диагностики были доведены до коллег психологом школы – Мамонтовой М.М.
Директором школы были озвучены рекомендации ПС, в методическом кабинете оформлена папка по материалам педагогического совета. Важным пунктом рекомендации является –Развитие инновационной деятельности школы на основе достиженийя максимально эффективных образовательных результатов влияющих на развитие личности школьников в целом и общее развитие образовательного учреждения;Непрерывное профессиональное развитие педагогов с целью повышения качества образования.
В форме педагогического консилиума прошли совещания при директоре по темам:
1. «Обеспечение преемственности обучения адаптации учащихся 5-х классов в школе». – 25.11.08г.
2.«Степень обученности и готовности учащихся 10-х классов к усвоению учебного материала в профильных классах». «Преподавание профильных предметов и элективных курсов в 9-х, 11-х классах». – 16.01.09.
3. «Адаптация учащихся 1-х классов к школе» - 16.02.09
В рамках подготовки к педагогическому консилиуму была проделана определенная работа администрацией школы, классными руководителями, психологом (классно-обобщающий контроль с посещением уроков, диагностики, беседы с учащимися и с родителями).
Вся информация о проделанной работе была доведена до коллектива завучем школы – Зариповой Х.С. и классными руководителями: Хусаиновой Т.И., Кондрашовой Н.А., Азарниковой Е.Н.,Максимовой И.И,Тюшевской Л.Н. Юнусовой Л.Н.В выводах было отмечено, что адаптация учащихся 1-х и 5-х классов проходит положительно. По вопросу «степень готовности учащихся 10 -х классов к усвоению программного материала в профильных классах было отмечено следующее»:
- Степень готовности отдельных учащихся в 10-х классах к усвоению учебного материала в профильных классах можно считать недостаточным.
- Учителям предметникам рационально использовать учебное время урока.
-
Классным руководителям продолжить работу по формированию классного коллектива. Все педагоги школы согласно социального заказа прошли обучение на аттестационных курсах:
· На высшую квалификационную категорию по должности «учитель» - Тюшевская Л.Н.
· На высшую квалификационную категорию по должности «заместитель руководителя» - Зарипова Х.С.
В рамках аттестации он написала и защитила проект по теме «Управление кадровыми ресурсами как условие повышения качества образования»
На первую квалификационную категорию по должности «учитель» - Гайнуллина Л.М., Календарева, О.В.,Райчук Н.В., Гаврикова А.Н., ,Паряева Э.В., Куличкова О.В. На вторую квалификационную категорию в этом учебном году защитилась учитель начальных классов Резаева О.В.и учитель физической культуры Мурашкина М.Ю. На проблемных курсах прошла обучение директор школы Квасова И.В. по теме «Управление в инновационных условиях».
11-12 мая в «Региональном центре развития образования» на проблемных курсах приняли участия такие педагоги как: Кривцова С.А., Московкина Н.В., Лаворенко Т.Н. в рамках подготовки к августовской конференции. Кривцова С.А. неоднократно выезжала на курсы по новой форме итоговой аттестации в 9 класса
Продолжается учеба педагогов по программе «ИНТЕЛ». В 2007-2008 учебном году 5педагогов школы прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Базовые компьютерные технологии и проектная деятельность». ( Деревянко Л.А., Благова Е.А. Кондрашова Н.А., Куличкова О.В, Резаева О.В.) Увеличивается в школе количество педагогов, которые используют в работе компьютерные технологии, метод проектов.
Продолжается конкурсное движение педагогов. Участие педагогов школы в различных конкурсах. Получили диплом за участие в конкурсе «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет технологий» такие педагоги как: Максимова И.И., Тухбиева А.Х, Мамонтова М.М.Максимова И.И. получила Сертификат участника за конкурс «Формула решения школьных конфликтов» Лобкарева М.В. получила диплом за конкурс «Лучший школьный дизайн»
Четвертый год подряд принимаем участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». В этом году представлен на этот конкурс сценарий ко дню матери «Самая прекрасная из женщин» классным руководителем 10 класса Юнусовой Л.Н.
В решении методической проблемы школы велика роль предметных МО и творческих лабораторий. С сентября 2005 года в школе функционируют три творческие лаборатории руководителями, которых являются: Тюшевская Л.Н., Паряева Т.А., Гаврикова А.Н. их объединяет проблема «Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика в профильном преподавании предметов естественного, физико-математического и гуманитарного циклов».
В течение прошлого учебного года ими обсуждались вопросы:
· Формирование общепрофессиональных позиций современного учителя;
· Управление качеством образования в условиях разноуровневневого дифференцированного образования.
· Интеллектуальная одаренность учащихся реальность, проблемы, перспективы.
· Роль мотивации на уроках предметов гуманитарного цикла.
· Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся (обмен опытом работы).
Совместными усилиями учащихся и педагогов была подготовлено 21 работа на районную научно-практическую конференцию (на 7 работ больше, чем в прошлом году) п.18 работ были допущены к очному туру. Не прошли заочный тур работы учащихся следующих педагогов: Азарниковой Е.Н., Хакимовой Э.С.., Шинской Н.П.
На 8 межшкольной районной научно-практической конференции «Старт в науку» заняли призовые места.
Наши учащиеся приняли участие на студенческой конференции в ОГУ «Горизонты науки и образования XXI век», которая состоялась 25.04.2009г. 9 учащихся представляли работы –1 призовое место.
· 2 место 10А Кривцов А.–Кривцова С.А.
Также учащиеся 10-11 классов приняли участие в областном заочном конкурсе Научных физико –математических рефератов и заняли 3 призовых места.
Проанализирована деятельность учащихся и учителей по написанию исследовательских работ, даны рекомендации на совещании при директоре. В целом работа по данному направлению признана удовлетворительной.
ШМО учителей начального звена, физической культуры ОБЖ объединяет проблема «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроках физической культуры, ОБЖ и воспитание младших школьников».
На заседаниях рассматриваются вопросы:
· «Повышение роли предмета физической культуры в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни».
· «Здоровьесберегающие подходы к обучению».
· «Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
Ежегодно в школе практикуется проведение районных семинаров. И этот год не был исключением.
На базе школы прошел зональный семинар по теме « Профильное обучение на старшей ступени образования», где был представлен опыт работы школы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе. На семинар была подготовлена методическая выставка по данной теме, был составлен буклет в качестве раздаточного материала.. В практической части семинара, в рамках решения проблемы были представлены следующие занятия:
· Элективный профориентационный курс (Калмыкова О.В) по теме» Путь в профессию».
· Спецкурс (Кривцова С.А.). Дополнительный теоретико-практический курс по математике по теме: «Комплексные числа».
Спец курс (Тюшевская Л.Н.)Практикум по решению физических задач по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» Участниками конференции были начальники отделов образования зоны руководители ОУ и руководители РМО учителей предметников. При подведении итогов, при анализе проведенные мероприятия получили высокую оценку.
Также на хорошем методическом уровне прошли РМО учителей информатики, технологии, физики, физической культуры. В январе учителем информатики Райчук Н.В. был проведен мастер где она презентовала свой опыт работы по использованию в работе метода проектов.
Продолжается работы по обобщению передового педагогического опыта. Целью обобщения опыта работы является создание условий: для профессиональной самореализации педагогов, выявления и поддержки педагогических инициатив, пропаганды передового педагогического опыта.
Информационно-методический сервис осуществляется через: подбор методической литературы по образовательным областям, по воспитательной работе; создание банка технических и мультимедийных средств: аудиотеки, видеотеки, фонотеки, медиатеки;
В методическом кабинете созданы банки: сценариев праздников, конкурсов, образовательных программ, материалы по использованию педагогами интернет ресурсов, по использованию школьной коллекции ЦОРов, по работе школьного сайта.
В методическом кабинете можно получить полную информацию по использованию педагогами компьютерной техники как средства обучения, во внеурочной развивающей деятельности, по использованию информационных ресурсов в управленческой деятельности.
На сайте http://mousosh-6.ucoz.ru размещен опыт работы педагогов школы.
Повышение квалификации педагогов осуществляется через:
Ø педагогические советы;
Ø аттестацию педагогов на вторую, первую и высшую квалификационную категорию;
Ø наставничество;
Ø самообразование педагогов.
За 2008-2009 учебный год в рамках национального проекта «Образование» обобщен опыт работы двух педагогов: Паряевой Т.А. и Яковлевой З.Г. Особое место в методической работе занимает посещение уроков администрацией школы.
Грамотно организованная методическая работа в целом помогает учителям строить учебный процесс с учетом современных тенденций в преподавании учебных предметов.
Задачи на 2009 - 2010учебный год:
1. Продолжить работу над темой «Развитие образовательной компетентности личности как средство формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни».
2. создание системы повышения квалификации педагогического коллектива через обучение в ИПК, организацию семинаров, самосовершенствования;
3. интенсификация процесса повышения педагогических работников на основе комплексного использования передовых методов, организационных форм и средств обучения, современных педагогических технологий;
4. разработка системы мероприятий для формирования молодого современного учителя профессионала;
5. мониторинг и диагностика достижений педагогов;
6. создание критериев успешности учителя;
7. создание методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
|